Еще один специфический тип опорных конструкций — сваи мостовые, которые применяются при строительстве переправ через водоемы, автомобильных развязок, путепроводов и других сооружений.
К технологии производства этих конструктивных элементов и их техническим характеристикам предъявляется ряд жестких требований, которые связаны с условиями эксплуатации.
Характеристики мостовых свай и их маркировка
Для возведения опор такого класса должна применяться продукция, отвечающая требованиям основных нормативных документов, основным из которых является стандарт «Сваи мостовые ГОСТ 19804-91». Именно это может дать гарантию надежности элемента и строгое соблюдение технологии производства.
В первую очередь предъявляются жесткие требования к материалам, которые допускается применять при изготовлении изделий:
- Марка применяемого бетона не должна быть меньшей, чем М350 (прочность на сжатие больше и равна В25).
- Степень морозостойкости бетонной смеси должна соответствовать марке F200.
- Показатель водонепроницаемости бетона определяется проектом, но он не может быть меньшим значения, которое характерно для марки W4.
- Мостовая свая в обязательном порядке должна иметь армированную конструкцию, при этом используемая продольная арматура производится из стали класса А300 (АН) или А400 (АIII).
Только использование таких материалов позволит получить конструктивный элемент, который может применяться в мостостроении.
Вся продукция этого назначения маркируется следующим образом:
С8-40-Т7, где:
- С8 — сваи мостовые железобетонные квадратного сечения, длиной 8 метров;
- 40 — сечение сваи, указанное в сантиметрах;
- Т7 — трещиностойкая конструкция, в состав которой входит 7 стержней арматуры.
При изготовлении свай должен соблюдаться принцип монолитности, то есть вся конструкция должна быть залита за один этап, перерывов в заполнении формы не должно быть, наличие стыков застывшего в разное время бетона может существенно снизить несущую способность сваи.
Размеры мостовых свай
Исходя из требований, которые предъявлены к материалам и технологии производства, очевиден вывод — мостовые стержни из железобетона (еще одно название свай) должны обеспечить работу при высоких нагрузках, в экстремальных условиях, когда часть конструкции находится в грунте, часть в воде и на открытом воздухе. Именно это и определило стоимость таких изделий, поэтому применять их в частном домостроении экономически нецелесообразно. Кроме того, большую роль играют и стандартные размеры свай, смонтировать их без применения специальной техники невозможно.
Существующий стандарт определяет следующие типовые размеры этих конструктивных элементов:
- Мостовой стержень обычно имеет квадратное сечение 350х350 или 400х400 мм, при этом, такое, казалось бы, несущественное увеличение стороны позволило существенно нарастить рабочую нагрузку.
- Стандартная длина элемента может составлять от 6 до 16 метров, в некоторых случаях, по индивидуальным расчетам, может быть организовано производство больших по размерам свай.
- Средний вес конструкции зависит от ее габаритов, минимальное значение составляет 2,5 тонны, максимальная масса достигает 4-5 тонн (при стандартной длине).
Область применения мостовых опор
Мосты на свайном элементе являются не одним сооружением, при строительстве которых могут быть использованы такие сваи:
- Любые объекты гражданского и промышленного строительства. Особенно актуальным является применение таких свай при возведении высотных зданий, построек, отличающихся большой массой конструкции, что вызывает возникновение существенных нагрузок.
- Малоэтажное строительство на особо сложных грунтах. Особенно целесообразно применение свай большой длины на заболоченных участках, при залегании вблизи поверхности неустойчивых почв.
- Изготовление мостовых свай в соответствии с требованиями стандартов, позволяет применять их и для решения специфических задач, в условиях, когда требуется высокая надежность и долговечность. Нередки случаи, когда они используются при строительстве туннелей, вытяжных труб для котельных, градирен и других объектов.
Преимущества опор мостового типа
Существует мнение, что такой вид свай можно заменить другими несущими элементами, например, считается, что мост на винтовых сваях может быть возведен гораздо быстрее, при этом стоимость проекта будет значительно ниже.
Спорить с таким мнением, конечно же, не стоит, но следует учитывать то, что у этих конструкций несколько различные технические характеристики. Поэтому, при строительстве сооружений значительного веса, применение винтовых элементов допускается не всегда.
К преимуществам мостовых свай стоит отнести следующие технические особенности:
- Долговечность сооружения. Применение специальных типов бетонной смеси позволяет свае работать практически в любых условиях неограниченный период времени. Другие конструкции свайного типа таким рабочим ресурсом не отличаются.
- Возможность применения не только на грунтах, склонных к пучению и сдвигам, такие сваи используются и в условиях вечной мерзлоты, и на заболоченных участках, и для непосредственного монтажа в водоемах.
- Ассортимент свай позволяет смонтировать надежный фундамент в любых условиях, длина элементов позволяет достичь устойчивого грунта, что обеспечивает повышенную устойчивость конструкции. Кроме того, появляется возможность смонтировать мост на сваях даже на водоемах со значительной глубиной.
- Сваи такой конструкции отлично работают даже в агрессивных средах, на них не влияют существенные перепады температур.
- Монтаж конструкции может осуществляться независимо от сезона, строительные работы не требуют применения мокрых технологических процессов.
- После установки расчетного количества свай фундаментная конструкция может сразу нагружаться, для набора максимальной прочности, как в случае выполнения бетонных работ, не требуется.
По своим техническим характеристикам мостовая свая считается самым надежным фундаментным элементом, во многих случаях найти ей альтернативу невозможно.