Монтаж винтовых свай зимой, а равно и летом, выполняется либо вручную, либо машинным способом. В первом случае сваю вкручивают люди. Во втором случае сваю вкручивает особый аппарат, похожий на бурильную установку. Главное преимущество «ручного» метода – дешевизна. Инструмент стоит не дорого, а вкрутить сваю можно силами трех рабочих. Основное преимущество машинного способа – скорость процесса погружения сваи.
В этой статье мы рассмотрим оба варианта и сравним монтаж винтовых свай вручную (своими руками) с механическим способом обустройства винтовых опор.
Технология монтажа винтовых свай: суть процесса
Погружение винтовой опоры начинается с исследования грунта стройплощадки. От результатов исследования зависят габариты сваи (диаметр лопастной части и длина). Впрочем, итог таких изысканий можно спрогнозировать заранее. В большинстве случаев рекомендуют типовую пору ВС108 длиной не менее 2,5 метра.
После выбора опоры необходимо подсчитать количество свай, используемых для строительства фундамента. Зная количество свай и габариты фундамента можно определить шаг между опорами.
Определив шаг можно приступать к разметке контуров фундамента. Положение свай на разметке обозначается вехами.
И после установки вех можно приступать к монтажу опор:
- Монтаж начинается с подготовки сваи. Опору покрывают особой грунтовкой, защищающей тело сваи от коррозии. Так обрабатывают все опоры.
- После подготовки сваи можно приступать к заглублению опор в грунт. Для этих целей используют либо механическое оборудование для монтажа винтовых свай, либо ручной ворот. Технология использования механического и ручного инструмента будет рассмотрена ниже по тексту.
- Монтаж свай начинают от угловой вехи размеченного основания, расположенной на максимальном возвышении. Погрузив первую сваю, переходят к соседнему углу, где ввинчивают вторую угловую опору. Далее погружают третью и четвертую угловую опору.
Высоту оголовка угловых опор контролируют гидроуровнем, по высоте первой опоры. Ну а после монтажа всех угловых свай между оголовками натягивают стальную проволоку или трос, который используется как маркер высоты для стеновых и внутренних опор.
В финале на оголовок сваи наваривают опорную пластину или П-образную скобу. Эта деталь будет поддерживать балки ростверка. После завершения монтажа пластин и скоб можно приступать к следующему этапу сборки винтового фундамента – обустройству балочного ростверка.
Монтаж свай вручную: обзор технологии
Самая привлекательная черта ручной технологии – низкая цена монтажа винтовых свай. Однако относительно низкую стоимость придется компенсировать значительными трудозатратами.
Ведь крутящий момент на оголовке сваи генерируется мускульной силой, как минимум двух строителей.
Сама операция при этом, выглядит следующим образом:
- С участка удаляется веха, маркирующая месторасположение сваи. После этого в отмеченном месте высверливается калибрующая скважина, глубиной не менее трети длины опоры. Впрочем, если высота опоры не превышает двух метров, то обустройством калибрующей скважины можно пренебречь.
- После подготовки площадки можно заняться самой сваей и сборкой ворота. В проушины оголовка вставляют цельнометаллический стержень (или обычный лом), а саму сваю помещают в калибрующее отверстие (или просто устанавливают на точку заглубления). Далее, на торцы стержня надевают две трубы, внутренний диаметр которых совпадает с диаметром лома. После чего ворот считается собранным.
- Заглубление опоры в грунт происходит за счет передачи крутящего момента с рычагов ворота на стержень опоры. Вращающийся стержень ввинчивается в почву, раздвигая грунт лопастями. Момент на вороте генерируют два рабочих, которые двигаются по кругу с трубами (рычагами) в руках. Положение сваи, при этом, контролирует третий рабочий, отслеживающий вертикаль гидроуровнем. Заглубление опоры до расчетной отметки контролируется по кольцевому маркеру, нанесенному на тело сваи заранее.
Уровень оголовка по горизонтали контролируется с помощью гидроуровня по контрольной опоре или по проволочному маркеру, натянутому между угловыми сваями.
Механический монтаж свай
Главное достоинство механического погружения — скорость и производительность процесса. Но эти качества придется оплатить отдельно, купив особый аппарат – сваезакручивающую машину. Причем типовая установка для монтажа винтовых свай стоит не менее 120-130 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью монтажа 90-100 свай.
Поэтому заказчики разового строительства предпочитают не приобретать, а арендовать подобную технику. Тем более, что срок аренды, как правило, исчисляется в часах: с помощью механического аппарата можно погрузить в грунт за одну рабочую смену буквально все сваи основания.
Сама установка выглядит как комплект навесного оборудования к автомобилю или трактору. Кроме того, сваезакручивающая машина может быть оформлена, как передвижная буровая платформа. Но такие аппараты используют для погружения огромных свай, длиной в 10-20 метров.
Процесс погружения свай с помощью машины выгладит следующим образом:
- Особым инструментом – земляным буром – на участке высверливаются калибрующие скважины под монтаж винтовых свай. Глубина такой скважины традиционна – 1/3 от длины сваи.
- После этого сваи погружаются в скважины краном или вручную. Причем монтаж с помощью крана будет обязателен лишь в случае установки по-настоящему больших свай, длиной от 5 метров и более.
- Далее, оголовок сваи помещают в рабочий узел сваезакручивающей машины, поднятый на штанге (стреле) на нужную высоту. Вертикаль опоры калибруют смещением штанги. После калибровки свая ввинчивается в грунт за счет крутящего момента, передаваемого на оголовок опоры со шпинделя сваезакручивающей установки.
Так можно монтировать любое количество свай, закручивая опоры в землю в шахматном порядке (через одну). Выравнивание горизонтали оголовков опор можно провести на следующий день, после возврата арендуемого оборудования. Для этого достаточно просто спилить лишнюю часть сваи болгаркой.