Перейти к содержимому

Дробеструйная обработка, фрезерование и шлифовка бетонных полов: в чем их отличия

  • автор:

Существует несколько видов обработки бетонного основания: шлифовка, дробеструйная обработка (на строительном сленге – «дробеструйка») и фрезерование. В данной статье мы расскажем, для чего применяется каждый из этих видов. Написание статьи побудило большое количество вопросов от наших заказчиков, которые, зачастую, не понимали, когда и для чего применялся тот или иной вид обработки.

Перед тем как купить бетон стоит чётко понимать цели, для которых он будет использоваться, в зависимости от этого определяется марка, класс и стоимость материала.

Процесс шлифовки основывается на использовании в специальном шлифовальном оборудовании (мозаично-шлифовальные машины, угло-шлифовальные машины) алмазных насадок (франкфуртов, дисков), которые своим абразивным воздействием приводят бетон к требуемым показателям. Эта операция в первую очередь направлена на очистку основания от грязи и цементного молочка, а так же удаления небольших неровностей и некоторых типов лакокрасочных покрытий. Благодаря шлифовке существенно улучшаются показатели адгезии бетонной поверхности, что особенно важно при последующем обустройстве различных типов бесшовных полимерных покрытий. Данный тип обработки бетона является одним из самых низкозатратных по стоимости.


Дробеструйная обработка осуществляется дробеструйными машинами, принцип действия которых основан на нанесении ударов по поверхности стальной дробью, летящей с высокой скоростью. Сила ударов дробью очень внушительная, в результате можно наблюдать мелкие круглые отпечатки на обработанной поверхности. Она предназначена для очистки бетонной поверхности от каких-либо старых покрытий — краски, полимерного покрытия, топпинга и т. д. (в первую очередь) или для подготовки бетонной поверхности под устройство полимерных покрытий – удаления цементного молочка (во вторую очередь, в этом случае, чаще осуществляется шлифовка). Дробеструйная обработка является самым эффективным способом удаления целого ряда покрытий, в первую очередь бесшовных полимерных.

Фрезерование (фрезеровка) бетонного пола осуществляется с помощью фрезеровального оборудования (как на колесном ходу, так и ручного), рабочая поверхность у которого делится на два основных типа: роторного, где вращается барабан (бучарда) и дискового типа, где рабочей поверхностью является диск или траверса с установленными на нее рабочими сегментами. На барабане или диске установлены небольшие подвижные звездочки – ламели, выполненные из твердосплавных материалов, с помощью которых «выбирается» бетон или другие материалы на заданную глубину (обычно в несколько миллиметров).

Как правило, данный способ обработки бетона осуществляется при необходимости:

1.снять большие перепады уровня на бетонном основании (до 20 мм и больше) или удалить существенные бугры на основании;

2.удалить с поверхности бетона слой, глубоко загрязненного смазочными и т. п. материалами;

3.сделать локальную разуклонку основания или увеличить угол наклона существующей;

4.снять старое лакокрасочное покрытие; придать шероховатость поверхности.

Как видно из выполняемых с помощью фрезерования задач, данный вид работ, во многих случаях, является альтернативой обустройства новой стяжки, когда поднятие уровня пола по тем или иным причинам невозможно. Фрезерование бетонного пола является самым дорогим видом его обработки из трех описанных в данной статье.

В целом ряде случаев после дробеструйной обработки или фрезерования требуется еще и шлифовка основания для его выравнивания. Особенно это актуально при обустройстве полимерных наливных полов для уменьшения норм расхода дорогостоящих полимерных материалов.

Большим преимуществом шлифовки, по сравнению с дробеструйной обработкой и фрезерованием является то, что, помимо тяжелого оборудования, ее можно осуществлять и широко распространенным ручным инструментом (угло-шлифовальными машинами – «болгарками»), что позволяет осуществлять процесс шлифовки по примыканиям и в труднодоступных местах. Конечно, существуют и ручные фрезеровальные машины (размером с ту же «болгарку»), но так сложилось, что в России они не очень распространены (в первую очередь из-за их дороговизны) и, в связи с этим, приобретение новой оснастки занимает достаточно продолжительное время (поставка ее, обычно, осуществляется «под заказ» из-за рубежа).